К 20-летию образования Негосударственных структур безопасности (НСБ)

К 20-летию образования Негосударственных структур безопасности (НСБ)

На вопросы отвечает кандидат психологических наук, доцент, эксперт Национального Союза Кадровиков - Кармазин Тимур Ильич.

Что стало наиболее важным событием, изменившим за последние 5 лет деятельность вашей организации, существенно повлиявшим на её работу?

Если брать за основу правовые основы деятельности, то, безусловно, наиболее важными событиями стали изменения, определяемые ФЗ-272. С одной стороны, закон породил новые ожидания позитивных изменений, с другой значительно усложнил работу. Причиной этого стало непонимание и временная затянутость разработки механизмов его реализации.
Если основой считать внешние факторы, например, политическую коньюктуру, то, на мой взгляд, изменений так и не произошло - государство «не повернулось лицом» к отрасли.
Если же основой считать внутрикорпоративные преобразования, то наиболее значимым считаю управленческий реинжениринг (оптимизация организационной структуры), который начался и реализуется в Объединении. Это стало базисом антикризисных мер, основой ожидания позитивных перемен.

Что привнесено в деятельность НСБ за эти годы в результате принятия и реализации федеральных актов в области частной охранной и детективной деятельности?

- позитивного - попытку стандартизации охранной деятельности, а через ужесточение контроля - начало борьбы с демпингом. Правда этот процесс находится лишь в зачаточном состоянии.
- негативного - усиление коррупционной составляющей деятельности, излишнюю бюрократизацию процессов, усложнение и удорожание становления человека в профессии. Введение новых требований к подготовке частного охранника, определение 3 видов категорий, к сожалению, легло бременем на ЧОП (ЧОО), так и не определив ответственности НОУ за качество их подготовки. НОУ по-прежнему остались «продавцами» бумаг с голограммой, оставив руководство охранных предприятий один на один с недовольством заказчиков качеством подготовки охранников.

Что изменилось с принятием ФЗ-272? Какой урок можно  извлечь из того, как проводилась работа по принятию ФЗ-272? Стало ли с принятием этого Закона лучше в частной охраной деятельности.

Значительных позитивных изменений в практической работе ЧОП (ЧОО) не произошло. А вот специфика обсуждения и принятия ФЗ-272 лишний раз подтверждает сумбур, управленческий непрофессионализм и личную лоббистскую заинтересованность государственных чиновников. Разработка законопроекта структурой, которая, в какой-то степени, является конкурирующей НСБ, делегирование ей всех функций лицензирования и контроля - это абсолютно новое явление в мировой нормотворческой практике.
 

Есть ли необходимость в создании единой специальной всероссийской структуры (ассоциации, союза и т.д.) с целью консолидировать мнение руководителей НСБ, экспертов в сфере частной охранной и детективной деятельности на данном этапе?

Необходимость в централизации отрасли НСБ была всегда. Но амбиции и конкурентная борьба до сих пор не позволили получить реальный результат объединения. Координационные советы, на мой взгляд, не несут в себе функции реального объединения и управления, отстаивания интересов отрасли. Они создавались под определенные амбиции и специфические задачи. Все остальные ассоциации, лиги, объединения - это не эффективный результат личных амбиций лиц, их возглавляющих. Я поверю в то «содружество», которое сможет принести в отрасль научную мысль, реальное понимание бизнеса и позволит создать цивилизованный рынок охранных услуг.

Каково на Ваш взгляд сегодняшнее состояние рынка охранных услуг в России,  что мешает его цивилизованному развитию? Какими должны быть пути совершенствования качества услуг частных охранных организаций?

На этот вопрос отвечаю давно и часто. Первое - создание отраслевых профессиональных стандартов охранной деятельности и управления ЧОП (ЧОО). Второе - создание закона, предъявляющего именно нормативные требования к защищенности объектов заказчика, определяющего уровень требуемой безопасности. Третье - разработку экономически обоснованных тарифов деятельности и внедрение рычагов борьбы с демпингом. Четвертое - расширение «линейки» разрядов охранника, упрощение попадания в профессию и, одновременно, ужесточение требования по качеству подготовки сотрудников всеми субъектами деятельности (и ЧОП, и НОУ). Ну, а самое главное - это поэтапный переход от «физической охраны» к охране технологической, т.е. созданной по принципу «технический сигнал - физическое реагирование». В XXI веке охранять «столбы» становится делом дорогим и не очень эффективным.
 

В чем проявляется недобросовестная конкуренция в сфере частной охранной деятельности? Какими должны быть пути противодействия ей?

 Пути: создание СРО, этического кодекса (действенного), отраслевой этической комиссии, наделенной правами и т.п.

Что нужно предпринять, чтобы все участники рынка охранных услуг в России были в равных условиях и в равной степени доступности к заказчикам услуг?

Ответа на этот вопрос, на мой взгляд, не существует, поскольку это нонсенс. Разные сегменты услуг, разная целевая аудитория, разное ценообразование. Бизнес - это удел талантливых и «уравниловка» тут неуместна.

Приведите известные Вам примеры мужества, благородства, неподкупности, высокого мастерства сотрудников НСБ.

Можно говорить об охранниках, которые рисковали своей жизнью. Можно говорить об управленцах, которые имеют жизненные принципы и не запятнали себя в коррупционных схемах. Я скажу о своем начальнике отдела кадров. После увольнения из рядов ФСБ, где он дослужился до звания «полковник», Федоров Николай Павлович пришел в ОСБ «Оскордъ», где и возглавил в итоге отдел кадров. В чем подвиг? В высочайшем профессионализме, в величайшей порядочности, в глубочайшем уважении его к сотрудникам, в таком же уважении людей к нему.... Это не подвиг? Самый настоящий! Каждый день кропотливо и качественно делать свою работу, быть много лет лояльным компании и отрасли, не ждать «орденов» и вкладывать сердце и душу в свое дело.