Лицензированная охрана – годы упущенных возможностей

Лицензированная охрана – годы упущенных возможностей

Выступление директора Департамента по обеспечению охранной деятельности Объединения "Оскордъ" Меликова Владимира Дадашьевича на Х Всероссийской конференции "Индустрия безопасности России. Перспективы, тенденции, проблемы"

Уважаемые коллеги!

Традиционно приятно видеть в этом зале знакомые лица. Кроме возможности пообщаться, для меня это означает одно - отрасль негосударственных структур безопасности жива.

Мы много говорим о том, что наша деятельность давно переросла в экономическую отрасль. Действительно, 30 тысяч охранных предприятий по всей России-это звучит весомо. Численность персонала наших предприятий (700-800 тысяч) сопоставима с численностью армии или правоохранительных органов России.

Постановочный вопрос к 20-ти летнему юбилею: почему мы, руководители охранных предприятий и холдингов не ощущаем уверенности в завтрашнем дне и что этому мешает.

С момента принятия закона 1992 года о ЧДОД в РФ, лицензированная охранная деятельность регламентировалась Министерством внутренних дел. Это была данность и это всех устраивало.

При этом, изначально не был учтён один важный фактор - министерство внутренних дел является государственным регулятором, параллельно ведущим коммерческую деятельность на том же рынке.

По моему мнению, эта особенность и накладывает отпечаток на дальнейшее формирование рынка Негосударственных Структур Безопасности.

Все помнят как принималось решение о ликвидации Служб Безопасности предприятий.

Приводились аргументы что это никому не подконтрольные частные армии, существенно ограничивающие рынок охранных услуг. По итогу разгона тысяч Служб безопасности, ситуация в корне не изменилась: моментально были зарегистрированы корпоративные ЧОПы, внешние (рыночные)  ЧОП к оказанию услуг допущены не были.
Но зато МВД приобрело дополнительный подконтрольный сектор и возможность влиять на него через реализацию контрольных функций.

При всём этом, никто не обращает внимания на то, что 15 Министерств федерального уровня имеют ведомственную охрану, которая по сути является  теми же Службами безопасности и насчитывает порядка 350 тысяч охранников.

Ситуация с 272 ФЗ по-своему уникальна.
Данный закон был разработан в обстановке строжайшей секретности. Скорее всего, из благих побуждений текст Закона был неизвестен даже членам Экспертных советов при МВД.
Когда Закон был внесен в первое чтение стало понятно, что он сырой, но заблокировать его или отправить на доработку не представлялось возможным.

Тем не менее, охранному сообществу данный закон преподносился как благо.
Ключевая наживка: этот Закон позволит охранному сообществу сформировать цивилизованный ВНУТРИРОССИЙСКИЙ рынок за счет зачистки недобросовестных ЧОПов и запрета работы на Российском рынке зарубежным охранным предприятиям и зарубежным учредителям.

Что мы имеем на сегодняшний день.
1. Внутрироссийский рынок стал менее прозрачным. Количество ЧОПов работающих вчёрную не сократилось а увеличилось. Основная их часть работает в секторе государственного или муниципального заказа. Работать там по рыночным расценкам невозможно (стоимость поста на 50% ниже среднерыночного + требуется заложиться на фонд благодарности (откат)).
Как выходят из этого положения директора ЧОП известно. Полностью нарушая трудовое и налоговое законодательство (работа без оформления, вахта,  отсутствие отчислений.)

2. 272 Федеральный закон заставил многие  ЧОПы уйти от лицензирования. На сегодняшний день, по мнению экспертов, только в Москве оборот нелицензированной охраны составляет 50-80 млрд. рублей в год. Голь на выдумки хитра и тысячи бывших охранных предприятий превратились в сервисные компании, предоставляющие охранные услуги силами администраторов, вахтёров и консъержей.
Этот процесс явился следствием увеличения издержек охранных предприятий на переоформление лицензий, получение новых удостоверений, сдачу зачетов и разрядов и бесконечные подношения кураторам школ охраны.
И теперь эти тысячи псевдоохранников из дальних областей России, едут в крупные города, чтобы, порой в невыносимых бытовых условиях, оказывать псевдоохранные услуги.
Естественно, качество таких услуг далеко от высоких стардартов, а ведь по негативным отзывам на данный сервис, формируется отношение к отрасли среди широких масс населения. Образ охранника-это Галустян «понять и пгростить» и вечно спящая охранница из передачи  «одна за всех».

3. Не упростил 272 ФЗ жизнь и крупным профессиональным холдингам.
Всем известно, что охранная отрасль является одной из самых устойчивых в мире и даже экономические кризисы влияют на неё в лучшую сторону. Так вот, вместо того, чтобы повышать экономическую эффективность охранной деятельности, вместо того, чтобы разрабатывать профессиональные стандарты отрасли, вместо того привлекать в свои ряды уволенных в запас пенсионеров МВД, ВС, руководители ЧОП судорожно меняли Уставы, подсчитывали количество оружия по новым нормам положенности и искали выходы на школы охраны, чтобы те поменьше валили охранников при слаче на новые разряды.


4. Один из нашумевших в свое время разделов 272 ФЗ касался запрета на ведение в России охранной деятельности зарубежных ЧОП и участию зарубежного капитала в учреждении охранных предприятий.

Нам трактовали этот раздел как заботу о нашем бизнесе. Мотивы следующие:
1. Охранный бизнес в России слабоват и если в рынок войдут зарубежные акулы охранного бизнеса он перестанет существовать как отечественный.
2. ЧОП-ы в России охраняют такие стратегические компании, секреты которых никак нельзя доверять западным учредителям.

Естественно, что мы поверили в такие «конкурентные преимущества».
А теперь давайте представим, что могло быть, если бы этого запрета не было.

Западные лидеры охранного бизнеса, не привыкли конкурировать с государственным коммерческим сектором. И предприняли бы всё возможное, чтобы коммерческой полиции в лице Вневедомственной охраны не существовало-бы вообще. Как пример, акционированная вневедомственная охрана в Прибалтике. За ней вслед пошла бы и ведомственная охрана.
За полицией, остались бы функции лицензирования и контроля за оружием, а все остальные вопросы решались бы на уровне профессиональных ассоциаций и гражданского законодательства.

Как следствие, мы с вами лишились возможности подтягиваться не только к западным стандартам, но и к западным расценкам. Лишились возможности нанимать на работу не того кто попадется, а того, кого мы хотим нанять за нормальную заработную плату. Лишились возможность планировать свою хозяйственную деятельность, а не оптимизировать налоги и уходить в серый рынок.

И вот теперь Россия вступила в ВТО.  Хочешь или нет, придётся приводить закон в соответствие с международной практикой.

Но к сожалению, рынок Негосударственных структур безопасности России находится не в лучшей форме.
Причины всем известны:

 1. МВД разрабатывает законы и нормативы руководствуясь нерыночными механизмами, без учета влияния данных нормативов на хозяйственную деятельность предприятий.

2.Профильное законодательство разбалансировано. Отдельные положения и нормы до сегодняшнего дня не отработаны и не приняты.

3. Права учредителей и директоров охранных предприятий ущемлены и не защищены.

4. Несовершенство профильного законодательства стимулирует коррупцию в околоотраслевом пространстве.


У нас с вами остается от 3 до 5-ти лет, до того момента как на российский рынок придут серьезные западные игроки. Придут со своими стандартами, которые отработаны до мелочей, с возможностью брать крупные кредиты под организацию деятельности, с прекрасным менеджментом и имиджем.

На сегодняшний день потенциальный объём ранка безопасности России составляет 10 млрд.долларов. На сегодняшний день негосударственным сектором освоено 2 млрд. Есть за что бороться и им и нам.

Именно вступление России в ВТО может послужить толчком к дальнейшему развитию нашего бизнеса. Но мы должны потратить имеющееся время на максимальное экономическое укрепление отрасли.

В связи с этим, считаю возможным корректировку имеющегося Закона с учетом экономических интересов НСБ и в этом мы должны опираться на опыт сотрудничества с МВД в рамках рабочих групп.

НЕОБХОДИМО:
• Законодательно предоставить возможность охранным предприятиям лицензировать только те услуги, которые оказываются с использованием служебного оружия и специальных средств.

  • Увеличить количество разрядов. Дать возможность охранным предприятиям оказывать услуги без обучения персонала в школах охраны. Такие услуги широко оказываются непрофильными предприятиями сервисного типа.
  • Законодательно ввести понятие «Ученик охранника», дав возможность охранным предприятиям проводить стажировку персонала, не опасаясь быть оштрафованными.
  • Законодательно разрешить открывать охранным предприятиям филиалы по всей территории Российской федерации, не тратя ресурсы на открытие юридический лиц.

Считаю возможным и полезным для экономики России в целом, перевод отрасли в экономический блок Правительства, либо в структуру Саморегулируемых организаций.

Безусловно, контроль за оборотом оружия должен остаться в юрисдикции МВД.

Оптимальной площадкой для обсуждения данной темы считаю Торгово-Промышленную палату.